Вопросы, как главный инструмент дизайнера

Установлено, что большое влияние на творчество оказывают способности замечать и формулировать альтернативы, проявлять фантазию, подвергать сомнению на первый взгляд очевидные истины, умение ставить вопросы, избегать поверхностных формулировок.

Александр Матейко

Простые с первого взгляда вопросы: «Что здесь главное?», «Почему вы так считаете?» или «Можем ли мы избавиться от этого?», на деле оказываются мощными помощниками дизайнера. Ответы на эти вопросы могут изменить решение задачи или повлиять на мнение вашего оппонента. Чтобы вопросы стали надёжным помощником, стоит разобраться с правильными и неправильными вопросами. Взять за привычку их задавать. При этом быть спокойным, настойчивым и уверенным. Но прежде нужно понять, почему вопросы это важно.

Важное свойство вопросов — активация мышления. Вопросы заставляют думать. Человек начинает рассуждать, сомневаться, выдвигать гипотезы, придумывать, разбираться. Причём необязательно, что вопросы обращены к другому человеку — множество вопросов дизайнер задаёт себе сам. Заставить думать и разобраться в проблеме помогают правильные вопросы.

Правильные и неправильные вопросы

«Какую задачу мы решаем?» — это главный правильный вопрос. Задавать его нужно будет часто. Он помогает чётко сформулировать задачу, оценить предлагаемое решение или вернуться в начало, если обсуждение зашло в тупик. Задавайте его себе, заказчикам, членам команды.

Пример неправильного вопроса на примере реального: «По дизайну выхода из программы удобно будет, если сделать иконку на главном экране, или лучше в профиле клиента (как в прошлой версии)?». Почему это неправильный вопрос? Потому что дизайнер перекладывает решение на клиента, вместо того, чтобы предложить решение и обосновать. Именно в этом роль дизайнера. Разница между правильным и неправильным вопросом в направлении. Правильный задаётся, чтобы разобраться, узнать новую информацию или как вы уже поняли заставить думать.

Примеры правильных вопросов на примере диалогов (из канала «Интерфейсы без шелухи»):
— Давай добавим регистрацию через соцсети.
— Зачем?
— Ну, чтобы пользователям не надо было придумывать пароль.
— А зачем пользователям вообще регистрироваться?
— Ну, чтобы купить товары в нашем магазине.
— А что мы продаём, помнишь?
— Ну да, секс-игрушки с доставкой по всей стране.
— Уверен, что покупатели захотят пускать нас в свои соцсети?
— Эээ. — Может, наоборот, разрешим полностью анонимную покупку, без регистрации?
— Да, пожалуй.

Серия вопросов даёт понять, что коллега занимается фичеризмом. Обратите внимание на простоту задаваемых вопросов. В этом их сила. Ещё пример диалога:
— А у нас есть инструмент для прототипирования? Типа Axure?
— Есть, Инвижн. Зачем тебе?
— Мне нужно собрать прототип.
— Зачем тебе собирать прототип?
— Есть задача, для которой нужно собрать прототип, чтобы разобраться со сценарием.
— Погоди, ты же менеджер, зачем тебе собирать прототип? Это задача дизайнера.
— Окей.

И ещё один пример диалога, из книги Ральфа Каплана «С помощью дизайна». Вам станет понятно, почему важна настойчивость.
«Еще один случай произошел с дизайнером, которому поручили переработать корпус аудиоколонки. Он запланировал такие модификации, которые были невозможны без переделки внутренней начинки. Инженеры возражали. Диалог развернулся примерно такой:
— Нельзя перенести. Провод может быть только здесь, и все.
— А что если все-таки перенести?
— Ну, если перенести, то просто ничего работать не будет. Тогда придется вот тут еще перепаивать.
— А если перепаять?
— Нельзя. А, нет, можно... Погоди...
В конце концов инженеры выяснили, что сделать то, о чем просить дизайнер, все-таки вполне реально, и в итоге изменения значительно улучшили качество звучания».

Заключение

Не увлекайтесь, назойливость может навредить. Люди подумают, что их допрашивают, начнут защищаться и закрываться. Если чувствуете раздражение — спокойно объясните, зачем вы задаёте вопросы и почему это важно.