Типографика как игра в смысл

Любой способ разнообразить текст должен следовать из сути материала, а не из формальных приемов.

Илья Красильщик

Типографика это не только «серебро набора» — однородный, ровный набор текста, сетка или модульность, но и игра. Игра в смысл. Игра — это один из способов выйти за пределы формальной типографики, которая декларирует, а не рассказывает историю. Формальная типографика не пытается стать интересной или запоминающейся. Её задача сообщить формой, а не смыслом. Напротив, в игре главное смысл. Композиция и форма зависят от игры в смысл и подыгрывают ей. Так типографика перестаёт быть формальной — она передаёт эмоцию и живость графических образов.

Больше игры, меньше формальности

Чтобы начать играть, стоит разобраться и вникнуть в суть. Обычно формальные решения на поверхности. Чем меньше игры в смысл, тем больше игры с формой и декором. При этом игра, это не игра в формы букв.

Поясню на примере логотипа Final Price. Если посмотреть как создавался фирменный стиль, то заметны формальные варианты решения задачи. Неубедительная игра в форму и контрформу, декор ради декора. Примечателен комментарий — «Игра с буквами заказчику показалась весьма поверхностным решением».

Студия Артемия Лебедева. Формальная игра в буквы.

И финальный вариант. Мощная форма букв и бескомпромиссная точка в конце. Точная и убедительная игра со смыслом.

Студия Артемия Лебедева. Игра в смысл.

Ещё пример. Mozilla Foundation в 2016 году выбирала логотип. Это компания, которая разрабатывает браузер Mozilla Firefox. Один из вариантов выглядел так. Формальная игра с декором.

Design Route F. Формально.

Финальный вариант. Классная игра со смыслом: в логотипе обыгрывается URL, универсальный локатор ресурса — «://»

Mozilla Foundation. Игра в смысл.

Ещё пример. В 2016 году телеканал «Дождь» запустил в Екатеринбурге рекламную акцию. На баннере водорастворимой краской было написано «Дождь смоет ложь». Блестящая игра со смыслом.

Рекламное агентство «Восход»

И ещё пример. Постер четырёхцветной ручки BIC. Интересно, что на постере нет самой ручки. Вот она — сила игры со смыслом.

Дизайнер Ruedi Külling

Ещё. Графический образ московского метро.

Дизайнер Артур Валиуллин

Игра в смысл символами

Символы такой же сильный инструмент, как и текст. Работая вместе, символы уточняют смысл или добавляют новый. При этом символы не должны быть случайными или превращаться в бессодержательную форму.

Пример с афишей «Театра у Моста». Здесь символы выполняют две функции: работают как межстрочные разделители и как визуальная поддержка названий спектаклей.

Дизайнер Артур Валиуллин

Ещё пример. Логотип проекта Moscow Cyclist. Ниппель, как графический элемент на круге делает всю игру.

Велосипед как транспорт в Москве

И ещё. Обложка для группы во фейсбуке UX Club. Участников стало немного больше 10 000.

Дизайнер Артур Валиуллин

Смысл можно придумать

Это неочевидно, но смысл можно придумать самому. Так интереснее, но сложнее. Дизайнер придумывает правила и заставляет играть по этим правилам. Чтобы придуманный смысл был понятен, лучше рассказать историю. И придерживаться того же — больше играть в смысл и добавлять в игру символы.

Как наглядно выразить слово «небо» словами? Эрик Булатов даёт ответ на этот вопрос.

Небо. Эрик Булатов.

В 2008 году Сергей Шнуров объявил о роспуске группы Ленинград, а в 2010 снова начались концерты в Москве. Даже Ленин рад, что группа снова начала давать концерты.

Воссозданный баннер

Ещё пример с расписанием уроков. Идея — вставить в центр вопрос, а дни недели оформить баблами. Получается, вопрос задан и дни недели на него отвечают.

Дизайнер Артур Валиуллин

И ещё.

Дизайнер Артур Валиуллин

Заключение

Игра в смысл это хороший способ выйти за пределы формы, но стоит помнить, что это не обязательно и не всегда нужно.